Четверг, 23.05.2019, 10:25
Приветствую Вас, Гость

На формирование уверенности в детском возрасте влияют различные факторы: отношение к ребенку родителей, сверстников, педагогов, а также первые удачи и поражения. Когда ребенок идет в школу, его качества и способности проходят серьезную «проверку» на прочность. Чтобы это испытание прошло успешно, родителям стоит заранее, с четырех-пяти лет, заняться воспитанием у детей уверенности в себе и своих силах.

 

Формирование уверенности у дошкольников: 6 рекомендаций родителям


На сегодняшний день психологи выделяют шесть основных правил, которые помогают тем или иным образом сформировать у ребенка уверенность в себе.

1. Начните с себя
Дети перенимают многие черты характера и особенности поведения родителей. Поэтому прежде чем начать воспитывать уверенность в ребенке, обратите внимание на свои взаимоотношения с супругом (ой). Дети очень болезненно реагируют на родительские ссоры, даже если не являются их участниками или свидетелями. Напряженная атмосфера, царящая в доме после любого конфликта, негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка, подрывая его доверие к родителям. Старайтесь проявлять уважение друг к другу при любых обстоятельствах, тогда и ваше чадо будет чувствовать себя увереннее. В семьях, где плохой «микроклимат», дети вряд ли вырастут оптимистами и будут хоть сколько-нибудь социально успешными. Неуверенность родителей в себе передается ребенку, который воспроизводит их низкую самооценку. А она, в свою очередь, может стать причиной его неудачи в любой деятельности – так возникает порочный круг.

2. Развивайте коммуникативные навыки
Уверенность в себе формируется в ходе взаимодействия с другими людьми. Научите ребенка выражать свои желания и чувства. Застенчивые дети зачастую идут на поводу у чужих мнений из-за того, что не умеют или стесняются объяснить окружающим то, что хочется им. Необходимо обучать таких детей навыкам общения со сверстниками. Для этого можно составить перечень фраз, которые помогают построить разговор, и репетировать диалоги на разные темы. Хорошим подспорьем для таких занятий являются сюжетно-ролевые игры, где каждому участнику предоставляется возможность побыть в главной роли.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая ребенка с другими детьми, причем не в его пользу, взрослые рискуют сформировать у него комплекс неполноценности, который мешает гармоничному развитию личности. Отсутствие у ребенка уверенности в поддержке родителей приводит к тому, что он начинает чувствовать себя нелюбимым и нежелательным. Для нормального развития детям необходимо находиться в атмосфере любви и психологического благополучия. Ребенку важно быть уверенным, что в трудную минуту родители всегда придут ему на помощь.

4. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть
Нередко взрослые хотят, чтобы их дети обладали какими-то конкретными качествами и способностями, которые они считают полезными для ребенка. Стремясь воспитать их в своем в малыше, родители не замечают или не ценят тех качеств, которые есть у ребенка. Старайтесь объективно оценивать свои ожидания от детей: не являются ли они чересчур завышенными? В этом случае ребенка может преследовать страх не соответствовать вашим ожиданиям, боязнь неудачи, которые подрывают основу его веры в себя. Имеет значение и то, насколько хорошо взрослые умеют понимать потребности и интересы своего чада. Примите ребенка как личность. Тогда поводов для упреков станет меньше, а поводов для гордости и похвалы – значительно больше.

5. Развивайте таланты и способности
Помогите найти ребенку такое занятие, которое помогало бы развивать имеющиеся у него способности. Положительный результат не только придаст уверенность в своих силах, но и повысит его самооценку. Главное, чтобы эти занятия не были принудительными, иначе они не доставят ребенку ни пользы, ни удовлетворения. Поэтому не настаивайте на том, что именно вам кажется более полезным для него. Предоставьте ему возможность самому определить, чем он хочет заниматься (например, музыкой, спортом или рисованием). На нашем сайте вы можете узнать, как выбрать творческую студию или спортивные занятия для ребенка.

Развивайте таланты и способности

6. Хвалите ребенка за любые заслуги
Любые, даже незначительные, успехи детей не должны остаться не замеченными родителями. Хвалите ребенка за заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за послушание. Похвала благотворно скажется на его самооценке. Однако гостья программы «Как воспитать счастливого ребенка» Елена Пиотровская предлагает не просто хвалить ребенка за совершенные действия. Детский психолог предлагает общаться с ребенком. Прямую похвалу интересно заменить качественными и количественными вопросами на тему выполненной ребенком работы. И пусть он сам сделает вывод о вашем отношении к его поступку. Неподдельный интерес и отсутствие прямой качественной оценки его деятельности поможет развить у ребенка аналитический склад ума.

 

Методы обучения детей правилам личной безопасности

 

Проблема детей в том, что они беззащитны перед огромным количеством внешних угроз просто в силу малых лет и физической слабости.

Главная их защита — конечно же, взрослые с их жизненным опытом, навыками и умениями. Однако правилам личной безопасности следует обучать и самих малышей, причем начинать эти полезные уроки следует пораньше. Вот только психологи рекомендуют подходить к этому процессу ответственно и с долей осторожности.

Надо признать, что в современном мире существует масса опасностей, которые объективно угрожают ребенку. Даже если внутри семьи он видит только любовь, ласку и внимание, внешний мир может быть жесток к ребенку. Существуют самые разные угрозы: физическое насилие, киднеппинг (похищение), случаи жестокого обращения со стороны взрослых и других детей, посягательства на интимную неприкосновенность и т.д.
Реальность таких ситуаций приводит родителей к необходимости обучать своих малышей простым и понятным правилам личной безопасности. Взрослые обязаны дать детям первичные навыки самозащиты, которые помогут избежать основных потенциальных угроз в отношении ребенка сознательного возраста. При этом нельзя забывать о том, что такая угроза может исходить как от незнакомцев, так и от людей из близкого круга общения. А также подстерегать ребенка даже в собственном доме — если он находится в одиночестве.

Каким должно быть поведение ответственных родителей

Часто родители просто не знают, как начать разговор со своим ребенком на такую деликатную и даже болезненную тему. Поэтому оттягивают момент беседы на максимально возможный срок, рассчитывая, что ситуация разрешится как-то сама собой, а ребенок узнает обо всем в свое время от педагогов в школе.

Если не знаете, как себя вести — начните с самого простого. Эксперты говорят, что один из базовых способов защитить ребенка любого возраста — это точно знать, где он и что с ним происходит в данный момент. Регулярно интересуйтесь, чем он занимается, с кем дружит, какие у него отношения со сверстниками и с окружающими взрослыми.

Но делайте это ненавязчиво: не давите, не устраивайте допросов. Малыш должен видеть, что вам искренне интересно и важно то, что он рассказывает. В этом случае он сам будет говорить о ситуациях, которые должны вас насторожить.

Хороший контакт с ребенком и сложившиеся доверительные отношения с ним — это ключ к его безопасности.

Просто слушать и получать необходимую информацию — только первый шаг по обеспечению безопасности ребенка. Он должен нарабатывать собственный опыт, из которого складываются определенные навыки самозащиты. Даже самый юный возраст — это не препятствие для того, чтобы малыш усвоил, что можно делать, а чего не стоит допускать ни при каких обстоятельствах.

Конечно, любые навыки лучше всего закрепляются на практике. Но закрепление таким образом навыков сопротивления, например, педофилу вряд ли возможно. Тут все же должен действовать родительский авторитет, а навыки должны закрепляться путем неоднократных повторений словесных предупреждений.


Что говорить детям про общение с незнакомцами

 

Любую маму пугает даже само предположение, что ее малыш может столкнуться однажды с опасным незнакомцем, который причинит ему вред. Разумеется, ребенка следует предупредить о возможных опасностях таких встреч. Однако если сделать это неправильно, дети просто начнут бояться всех подряд, а эти фобии будут сопровождать их и во взрослой жизни.

Помните, что малыш легко перенимает ваши собственные эмоции. Если мама, услышав какую-то страшную историю о нападении на ребенка, под впечатлением от услышанного начнет истерично пересказывать ее своему малышу, то ничего хорошего из этого не выйдет. Ребенку просто будет передаваться этот негативный эмоциональный всплеск, нерациональное ощущение тревожности, страха и беспокойства.

Задача родителей, напротив, спокойно и рассудительно рассказывать о том, что большинство тех, кто нас окружает — хорошие люди. Но среди них можно встретить и тех, кто способен обидеть ребенка. Чтобы было более наглядно, можно приводить понятные аналогии. Скажите, к примеру, что на улице гуляют собаки и их хозяева, обычно домашние питомцы приветливы и не опасны. Но может случиться так, что одна собака вдруг залает или укусит. Детям не стоит изначально бояться всех собак. Просто надо соблюдать правила безопасности. Такие же нужно соблюдать и при общении с незнакомцами.

Прежде всего, объясните малышу, кто такой незнакомец. Предупредите, что его внешность может быть любой — старик, мужчина, молодая девушка и т.д.

Главное правило — общение с незнакомцами только с разрешения мамы/папы или бабушки/дедушки. Малыш должен это твердо усвоить, для чего постарайтесь смоделировать похожую ситуацию в игровой форме.

Если возраст ребенка уже позволяет ему находиться на улице одному, то рядом может не оказаться мамы, чтобы спросить у нее разрешения. В этом случае приучите его связываться с родными по телефону или через специальные детские смарт-часы. Если незнакомец будет препятствовать этому, то любое общение следует прекратить и немедленно уйти от него на безопасное расстояние, либо обратиться за помощью к ближайшим взрослым.

Также объясните ребенку, что нельзя доверять незнакомцам какую-либо личную информацию — фамилию, домашний адрес и т. д. Единственное исключение — если малыш потерялся, а вопросы задают в полиции или иной соответствующей организации.

Важен ли возраст ребенка для обучения навыкам безопасности

Как и с любыми другими навыками, обучение правилам личной безопасности должно идти постепенно, в зависимости от возраста ребенка. Это естественный процесс, поскольку восприятие, склонность к анализу, а также объемы памяти меняются по мере взросления человека. Так, начинать выработку навыков по защите от домогательств следует лишь у того ребенка, который способен действовать достаточно осмысленно. Это не значит, что родители должны заниматься просвещением или рассказывать о половом акте.

Задача в том, чтобы ребенок запомнил: никто не вправе прикасаться к некоторым частям его тела. Объясните ему, что сюда относится все, что закрыто трусиками или купальным костюмом. Исключением может стать только врач или другой медицинский работник. Если дети сталкиваются с попытками постороннего или даже знакомого человека прикоснуться, потрогать «запретные» места, то об этом надо немедленно рассказать родителям.

 

Прописные истины детям

 

Есть очень хорошие люди, которые желают всем добра. Но есть и такие, которые не всегда понимают, что хоро­шо, а что плохо.

Ты не можешь знать, что у человека на уме. Поэтому надо знать, как уберечься от беды:

- если ты оказался дома без родите­лей, никому чужому или малознакомому не открывайте дверь, как бы не пред­ставлялся незнакомец;
- не теряйся, если, находясь в квар­тире, услышишь, что кто-то пытается от­крыть входную дверь, а громко спроси: "Кто там?";
- если дверь продолжают открывать чужие, - будет правильным по телефону "102" вызвать полицию, точно указать ад­рес и затем с балкона или из окна звать соседей или окружающих на помощь;
- на телефонные звонки с вопросом, есть ли и когда вернутся с работы роди­тели, надо отвечать, что они заняты и спросить, кому и куда позвонить;
- уходя из дома, не забывай закрыть балкон, форточки и окна, особенно, ес­ли проживаете на первом или послед­нем этажах;
- не оставляй в дверях своей квартиры записок - это привлекает внимание по­сторонних;
- будь внимательным с ключами от квартиры - не теряй, не оставляй под ковриком, в почтовом ящике и в других укромных местах. В случае утери или пропажи ключей сразу же сообщи об этом родителям;
- не хвастайся перед окружающими тем, какие в вашей квартире есть доро­гостоящие предметы, а также количест­вом денег;- не приглашай в дом малозна­комых или незнакомых ребят и девушек ни под каким предлогом;
- необходимо знакомить родителей со своими друзьями и товарищами, уведом­лять их о маршрутах прогулок с ними;
- не нужно на улице разговаривать с пьяными, даже знакомыми людьми, т.к. пьяный человек сильно изменяется, его поступки могут быть непредсказуемыми и жестокими;
- не позволяй чужим брать тебя на руки, ласкать, гладить, снимать одежду. Знай, что за это взрослого развратника могут посадить в тюрьму.


Детям на заметку…

  • Нельзя садиться с посторонними в лифт, если с тобой нет родителей;

  • Если неизвестные тебе лица пригла­шают послушать музыку, сниматься в ки­но, посмотреть видеофильм, поиграть или показать собаку, другое животное (может быть и любой другой предлог) - не спеши соглашаться, прежде обязатель­но посоветуйся с родителями или лю­бым другим взрослым, которого ты хоро­шо знаешь и доверяешь; Если чувствуете, что вас преследуют, то зайдите в ближайший магазин, другое место или попросите взрослого прохоже­го проводить до дома.

В любой тревожной ситуации необходимо обращаться в полицию

  • Когда обращаться за помощью: Насилию ты можешь подвергнуться не только со стороны незнакомых людей. Как правило многие развратники и насильники - знакомые, родственники и даже родители. Если родители пьют и не интересуются твоими проблемами; не кормят тебя или даже бьют; если учитель в школе кричит на тебя, унижая и оскорбляя; если на улице каждый день пристают хулиганы; если тебя побили.

  • Можно спокойно идти в полицию к инспектору по делам несовершеннолет­них или юридическую консультацию и просись на прием к адвокату - детям адвокат предоставляется бесплатно.

Некоторые сведения о жестоком обращении с детьми

  • Жестокое обращение с детьми включа­ет в себя любую форму плохого обраще­ния, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ре­бенка), педагогами, воспитателями, предста­вителями органов правопорядка, т.е. теми гражданами, кто обязан заботиться о детях и защищать их.

  • Любой вид жестокого обращения с де­тьми нарушает физическое и психичес­кое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию.

Защита прав и законных интересов детей

  • Родители — это первая и главная ин­станция защиты прав и интересов де­тей. Но ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родите­лей. Для этого ребенок вправе само­стоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по до­стижении возраста 14 лет в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных инте­ресов, обязаны сообщить об этом в ор­ган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства при по­лучении сведений о нарушении прав ребенка обязан принять необходимые меры по защите прав и законных инте­ресов ребенка.